Как писали СМИ, недавно случилось то, что однажды должно было случиться: компания Google впервые взяла на себя часть вины за дорожный инцидент с беспилотником
Увы, но несмотря на сотни тысяч безаварийных тестовых километров, предусмотреть правильное поведение искусственного интеллекта в 100% случаев невозможно. Тем более, что в этой конкретной аварии есть и второй участник, носитель пресловутого человеческого фактора. Так кто же виноват на самом деле — компьютер или машина?
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?
Данные официального отчёта властей и комментарии компании-разработчика совпадают: 2 февраля «Гугломобиль» двигался в автономном режиме по многополосному бульвару в калифорнийском городе Mountain View, где расположена штаб-квартира корпорации. Собираясь повернуть направо, беспилотный Lexus вынужден был объехать лежащее у тротуара препятствие. И в этот момент на скорости 3 км/ч въехал в бок опережавшему его в рамках этой же полосы на скорости 30 км/ч автобусу.
У кроссовера повреждено переднее крыло, колесо и один из датчиков с левой стороны, а у автобуса поцарапан борт: люди не пострадали. Вроде бы и ничего страшного, но тревожный звоночек для общества и удар по имиджу беспилотного проекта. Но как вообще могло произойти столкновение в одной полосе и так ли неправ искусственный интеллект? Оказывается, программисты Google стараются наделить автомобиль способностью не только соблюдать формальные правила, но и делать это со здравым смыслом, как живые водители.
Пользуясь случаем, рекомендуем видео тренинг Активные продажи, всех видов товаров, а также, видео корпоративные тренинги по продажам, как товара так и услуг.
КТО ВИНОВАТ?
Автомобиль Lexus, научили при повороте направо прижиматься в широкой полосе к обочине, чтобы не вынуждать перестраиваться едущих прямо (те же автобусы). Благое намерение (невольно вспоминается поговорка), призванное приблизить автопилот к реальному водителю и не «тупить» в мелочах. Разработчики утверждают, что на бульваре El Camino Real все так и ездят с учётом ширины правой полосы — например, поворачивают вторым рядом на красный свет (разрешено), пока все на светофоре стоят прямо.
Вам может показаться, что это против правил, однако ПДД Калифорнии не только не регламентируют нахождение в одной полосе двух машин рядом, но и даже не дают определение самому понятию «полоса». Поэтому водители адаптируются к ширине и так увеличивают пропускную способность дороги. Именно такому поведению и научили «Гугломобиль». Поэтому, когда он в соответствии с этим сценарием вежливо прижался правее, а потом был вынужден вернуться в центр полосы, его уже объезжали машины, в том числе тот автобус.
В отчётах нет информации о том, обозначил ли компьютер свой манёвр «поворотником», но правила того и не требуют. Это необходимо только при смене полосы, но не манёвре в пределах одной и той же. Поэтому, когда появился просвет в трафике, кроссовер тронулся чтобы объехать препятствие. А автобус, скорее всего, неверно прочитал манёвр и не стал сбавлять скорость, тогда как тест-пилоты Google были уверены, что водитель пропустит их Lexus в соответствии с этикой и здравым смыслом. Формально виноватым признают, скорее всего, «Гугломобиль», но в свете подробностей всё уже не так однозначно.
Кстати, рекомендуем Вам, видео тренинг Транспортная логистика, новые технологии и возможности.
О ЧЁМ ЭТО ВСЁ ГОВОРИТ?
О том, что алгоритмы можно сделать на 100% безопасными только в том случае, когда на дороге одни беспилотники. А здесь человек и машина друг друга просто не поняли, так как не знали, чего ждать друг от друга. И это — только начало. Потому как «автономное» будущее наступает медленно, но неотвратимо. И когда прототипы выедут в реальные городские джунгли мегаполисов (условия в Маунтин Вью и окрестностях — почти «парниковые», я ездил там сам), вот тогда и начнётся веселье. Переходный период будет сложным для всех.
А ещё нельзя исключать банальную агрессию человека в адрес машины и даже происки противников или конкурентов — и тех, и других у проекта Google хватает. Пока в компании сделали лишь признание, достойное Капитана Очевидность: «мы частично виноваты, так как наша машина двигалась. Если бы она стояла, то этого бы не произошло». Вывод программистов Google не менее интересен — теперь «Гугломобиль» научат «бояться» автобусов и других очень крупных машин, так как, по мнению разработчиков, им менее свойственно уступать в трафике.
А может, машину стоило просто научить раньше опознать препятствие, чтобы не совершать столь резких манёвров? А раз уж такое случилось, то, возможно, помог бы сигнал поворота? Эти вопросы без ответов лишний раз подтверждают тот факт, что работы у создателей беспилотников ещё ох как много.